Как вести вебинары?

Пошаговый план подготовки и проведения вебинара, которым хочется гордиться. 

Марина Литвинова, программный директор

Марина Литвинова

методический директор EdMarket

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Как справиться с волнением во время вебинара? Как подготовиться и провести его на высоком уровне? Как добиться активности от слушателей и ответить на вопросы? Давайте разбираться. 

Готовим востребованных специалистов онлайн-обучения на курсе «Методист онлайн-курсов». 

Подготовка

  • освойте технические инструменты (2-3 раза зайдите на платформу, на которой будете проводить вебинар, изучите функционал, потренируйтесь). Проверьте, как вас слышно, идет ли запись. Лучше заранее позаботиться о гарнитуре с качественным микрофоном, чтобы вас было хорошо слышно. 
  • подготовьте пространство для мероприятия. Приготовьте удобный стул/стол/хорошее освещение. Лучше всего, если выступать вы будете на светлом однотонном фоне. Позаботьтесь, чтобы во время выступления у вас под рукой были зарядка для ноутбука и стакан воды. 
  • составьте план выступления. Можно сделать его в Mind map в электронном виде или нарисовать от руки (это хорошо помогает увидеть и обдумать структуру). 
  • порепетируйте, как вы будете выступать. Лучше всего записать себя в пустой вебинарной комнате или на диктофон, чтобы увидеть, что стоит поправить и улучшить. 
  • выучите структуру своего выступления. Вы должны четко знать, из каких элементов состоит ваша речь, чтобы, если понадобится, что-то пропустить /сократить/поменять местами. 
  • если волнуетесь, выучите наизусть несколько первых предложений вашего выступления. Или начните говорить вслух за 5 минут до начала вебинара, как будто вы уже проговорили самые волнительные минуты.
  • поставьте себе большую цель за пределами вебинара. Например, решите, что для вас важно нести людям добро и свет знаний. Фокусируйтесь на цели, тогда и волнения станет меньше. 
  • перед началом вебинара сделайте несколько энергичных дыхательных упражнений, чтобы снять напряжение. 

Как работать с аудиторией во время вебинара?

Что можно сделать в вебинаре или другом онлайн-выступлении, чтобы задействовать участников:

  • начните с простого. В начале выступления попросите поставить в чате смайлик, отражающий настроение слушателя. Я часто прошу поставить цифру от 1 до 10, как меня слышно. 
  • проведите опрос (с помощью чата или опросника). Можно попросить представиться и рассказать, зачем пришли на вебинар. А можно предложить решить задачу, ответить на вопрос или высказать свое мнение. 
  • если вы проводите в чате дискуссию, будьте готовы модерировать процесс обсуждения. Заранее расскажите о правилах дискуссии и о том, кто и как подведет ее итоги. 
  • предложите решить кейс: дайте ситуацию и возможные варианты решения, чтобы участники выбрали или сгенерировали свой вариант.
  • дайте практическое задание (индивидуальное или практику в командах)
  • предложите написать конспект, индивидуальный или групповой.
  • придумайте нестандартные тэги: #ушелвсебя, #ещежив, #спикержжет и просите участников давать обратную связь по итогам фрагмента занятия с помощью тегов
  • предложите участникам поработать в одном документе, например, зафиксировать результаты мозгового штурма. Тут отлично подходят инструменты вроде Miro. 
  • вставьте в презентацию произвольное изображение и уточните у аудитории: «Как это связано с нашей темой?». 
  • проведите голосование или устройте краш-тест идеи
  • сделайте разминку для глаз «Найдите 10 отличий» (упражнение можно предложить, когда слушатели устали и нужно переключить внимание)
  • проведите короткую физическую разминку под бодрую музыку
  • используйте внешние инструменты типа kahoot, чтобы устроить блиц-тест или викторину.
  • объявите кофе-паузу и сделайте перерыв на 10 минут. 

И помните, что у каждого слайда и у каждой активности должна быть цель. Все цели должны вести к финальному результату обучения. Или сознательно использоваться спикером для отдыха участников или включения их внимания. 

Запустите собственный проект уже во время обучения на курсе «Онлайн-школа с нуля: пошаговый запуск и рост». 

Как отвечать в эфире на вопросы слушателей?

Чем лучше вы знаете аудиторию, тем проще вам с нею общаться. Поэтому еще до эфира протестируйте свою тему. Можно спросить, какие вопросы она вызывает, в чатах в соцсетях, в пилотной группе участников вебинара. Так вы сможете понять, какие вопросы можно ожидать. 

Что делать, если вы боитесь, что в эфире не сможете ответить на неожиданные вопросы? 

Во-первых, секрет уверенности спикера — в качественной подготовке. Если вы разбираетесь в теме выступления, хорошо подготовились, знаете все термины и источники из своего доклада, можете привести примеры к ключевым идеям, бояться вам нечего. 

Кроме того, можно пользоваться следующими правилами:

1) Вы имеете полное право не отвечать на вопрос, если он:

— не по теме выступления,

— требует длительных пояснений и не укладывается в тайминг

— провокационный или риторический

— слишком персонализированный (всем остальным будет не интересно слушать)

2) Вы имеете право чего-то не знать. Это нормально. Можно договориться, что вы уточните ответ после вебинара и ответите по e-mail/в мессенджере. Если этот вопрос не из вашей сферы экспертизы, так и скажите. 

Будьте готовы, что обратная связь будет разной. Иногда она хорошая, иногда плохая. Невозможно всегда всем нравиться. Старайтесь вынимать из любой обратной связи конструктивные предложения. Это ваша точка роста.

И помните, что каждый новый вебинар снижает градус переживаний. Регулярная практика побеждает волнение. Поэтому практикуйте как можно больше, и скоро вебинары, возможно, станут вашим любимым форматом. 

Что еще почитать?

Как подготовиться к учебному вебинару?

Химия вовлеченности: топ-7 катализаторов интереса на вебинаре

10 мифов вокруг разработки онлайн-курсов

Другие статьи