Курс полезного действия

Кейс Никиты Маклахова, автора подкаста и книги «Будет сделано»

Преподаватели EdMarket

Никита Маклахов

руководитель онлайн-школы, автор подкаста "Будет сделано" 

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Предыстория

Все начиналось с подкаста «Будет сделано», где я разговаривал с интересными людьми и рассказывал, как избавиться от вредных привычек и эффективнее распоряжаться временем. Материалы копились, опыт тоже, люди обращались ко мне за личными консультациями, и я решил сделать онлайн-курс и учить людей тому, что знаю и умею.

Курсов на старте получилось даже два — про то, как сформировать привычки, и про принципы эффективности. Каждый длился по 6 недель. Через некоторое время 2 программы превратились в 3-месячный «Курс полезного действия», который мы уже 5 лет дорабатываем, развиваем и совершенствуем. 

За это время:

  • мы провели 15 потоков курса
  • обучение прошли 1200+ человек. 

Сейчас мы проводим 3 запуска в год, набирая на каждый 100+ человек. Средний чек — 20 000 руб. На последнем запуске добились доходимости 75% — на мой взгляд, это отличный результат. 

Запустите свой проект во время обучения на курсе «Система. Запуск и продюсирование онлайн-курсов». 

О программе

  • Каждый будний день слушатели курса смотрят короткий ролик и выполняют задание. На теорию и практику у них уходит не более 40 минут в день. Это время можно найти в самом плотном графике. 
  • Раз в неделю проходят вебинары, которые веду я. Здесь я отвечаю на вопросы, поддерживаю, иногда мы проводим групповые медитации. 
  • В курсе есть чат, где слушатели могут общаться, задавать вопросы, обмениваться идеями. 
  • Слушатель может проходить обучение без обратной связи (пакет «Соло»), с поддержкой куратора (пакет «Куратор») или моей личной поддержкой (пакет «Мастер»). 
  • На курсе слушатели учатся внедрять привычки, организовывать систему поддержки, формулировать задачи и план дня. Теория касается принципов целесообразного уровня жизни, который затем слушатели применяют на практике.

Например, я рассказываю, что пространство, в котором мы находимся, определяет наше поведение. Если, например, на кухне не переводится запас пончиков, а гантели и кроссовки спрятаны на антресоли, ничего странного, что сбросить вес не получается. Разобравшись с принципом, слушатель создает пространство, которое помогает закреплять полезные привычки. 

«Фишки» и инсайты

Вот какие приемы и находки, на мой взгляд, помогают проекту оставаться успешным:

  • движение маленькими шагами. Слушатели усваивают контент небольшими порциями и привыкают заниматься каждый будний день. По сути прохождение курса также становится полезной привычкой.
  • «однородные» домашние задания. Задания, которые получает студент курса, примерно одинаковы по сложности и объему.
  • возможность выбрать глубину погружения. Слушатель может просто смотреть уроки и выполнять задания, а может работать с куратором или участвовать в чате. Он сам выбирает, какой формат ему ближе.
  • разнообразный контент. Мы делаем видеоуроки, плюс даем ту же информацию в виде аудиофайла и текста. Слушатель может выбрать, как ему удобнее воспринимать контент. Кроме того, к каждому уроку есть дополнительные материалы для детальной проработки.
  • поддержка куратора и в чате. Мы предупреждаем студентов, что их мотивация будет меняться во время обучения. Это нормально. Будут дни, когда обучение будет даваться тяжелее, когда наступит спад. Их просто нужно преодолеть. В результате студенты готовы к колебаниям мотивации и воспринимают их как должное, а не бросают обучение.
  • мы не унифицируем цели обучения. Слушатели работают над разными привычками и разными задачами. Кто-то внедряет 40 привычек, кто-то — всего 3.
  • минимум давления. Студенты могут пропустить задание, если оно вызывает у них сопротивление.
  • по пятницам мы подводим итоги недели. Это помогает студентам увидеть, чего они уже добились и как много сделали.

От идеи до запуска и масштабирования — пройдите все этапы на курсе «Система. Запуск и продюсирование онлайн-курсов». 

Зоны роста

Пока маркетинг остается зоной, в которой мне еще предстоит расти. Я продвигаю курс через личный бренд и практически не продвигаю его через вебинары и прямые эфиры.

Можно сказать, что я сижу на «подкастовой игле». В среднем слушатели подкаста «Будет сделано» слушают его 4 месяца, прежде чем купить платный продукт. 

Работать с «холодной» аудиторией мне еще предстоит научиться. 

Советы начинающим

  • Не рассчитывайте, что сможете запустить онлайн-курс и делать запуски, не дорабатывая программу, форматы и еще десятки нюансов. Свой курс я переделываю после каждого потока: мы собираем обратную связь со студентов и улучшаем все, что можно улучшить. Это постоянный процесс (и одна из причин, почему мы запускаемся только трижды в год). Будьте к нему готовы. 
  • Готовьтесь много работать. Вести бизнес в онлайн-образовании не проще, чем в других сферах. Быстро заработать миллионы, ничего не делая, не получится. 
  • Развивайте личный бренд. Люди будут покупать у вас, если увидят в вас эксперта и ролевую модель. Отсюда два вывода: развитие личное бренда требует времени, но окупается. И второй: если вы работаете в «мягких нишах», живите так, как вы учите. Если вы сами страдаете от прокрастинации, вряд ли вам стоит учить эффективности. 
  • Проводите касдев. Customer development, или интервью с целевой аудиторией вашего продукта, поможет построить продукт от интересов пользователей. Если вы не занимаетесь исследованием рынка, не изучаете «боли» аудитории, не задаетесь вопросом, за что слушатели готовы платить, вы можете вкладывать деньги и время в продукт, который никому не нужен. Работать над ним тихо, надеясь, что вы выпустите курс — и все увидят, как он прекрасен. Скорее всего, этого не случится.

Отсюда совет — разговаривайте с целевой аудиторией. Спрашивайте их о том, какими сервисами они пользуются сейчас, как решают те или иные задачи, готовы ли платить за более быстрое/эффективное решение. Проведите как минимум 20-30 таких интервью, и вы получите огромное количество инсайтов для разработки востребованного продукта. 

  • Не увлекайтесь грейдами и ачивками. Геймификация в онлайн-образовании — очень интересное направление, за которым будущее, но пока качественные решения остаются очень дорогими.

Как правило, под геймификацией большинство проектов понимают введение рейтингов, наград и соревновательного момента. Все это работает на внешнюю мотивацию слушателей, а не на внутреннюю. Это все равно что платить ребенку за то, что он рисует: когда вы перестанете выдавать деньги за рисунки, он перестанет рисовать. 

Качественная геймификация помогает приобрести навыки через игру. Например, в школе я много играл в компьютерные игры и именно тогда сносно выучил английский язык — это не было целью, но мне хотелось играть, понимать, что написано. В результате я выучил язык, не страдая за учебниками, а играя в любимую игру. Вот такие решения стоит применять, но точно не на старте проекта — иначе весь бюджет уйдет на разработку приложения или симулятора.

Надеюсь, мой опыт будет вам полезен. 

Что еще почитать?

Как открыть онлайн-школу: кейс выпускника EdMarket

5 факапов начинающего образовательного онлайн-проекта

10 совета для стартапа в сфере онлайн-образования

Другие статьи