Цель Х: почему люди покупают онлайн-курсы?

Я думаю, что в конечном итоге на рынке онлайн-образования победит компания, сотрудники которой научатся читать мысли и узнают, зачем люди приобретают онлайн-курсы. И будут с попаданием в 100% удовлетворять запрос. Но пока до этого далеко. 

Менеджер корпоративного онлайн‑обучения, Алексей Полехин

Алексей Полехин

руководитель направления «Программирование» в «Нетологии»

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Трудоустройство нужно не всем?

Мастер-классы с лидерами Edtech - EdMarket

Пока мы очень мало знаем про реальные цели студентов, которые приходят учиться на онлайн-курсы. Пока наши предположения об этих целях часто оказываются далеки от действительности. Приведу пример. 

Мы долго жили с позиционированием «Нетология — кузница кадров» и предполагали, что студенты приходят к нам, чтобы получить новую профессию и построить карьеру. 

Чтобы быть еще полезнее для пользователей, мы открыли центр трудоустройства, сотрудники которого отбирали успешных студентов со всех групп и находили для них классные вакансии из отрасли. 

Казалось бы, что могло пойти не так? Гипотеза казалась нам бесспорной. Осталось свести студентов и работодателей на собеседованиях и получить десятки трудоустройств. И вдруг… во время собеседований студенты стали отваливаться один за одним. Причем по нелепым причинам: кто-то не был готов работать летом, кого-то останавливали новогодние праздники. Жаловались чуть ли не на смерть любимого хомячка…

И это зародило во мне сомнения: правильно ли мы определяем цели студентов? Возможно ли, что далеко не все стремятся к трудоустройству и карьерным свершениям?

Учим создавать востребованные онлайн-школы на курсе «Руководитель онлайн-школы»

Классификация игроков Ричарда Бартла

В любой группе студентов, по моим наблюдениям, можно найти людей, которые очень по-разному взаимодействуют с учебным контентом и друг с другом:

  • для одних важнее всего рейтинги, и им хочется быть всегда первыми
  • для других — учеба и саморазвитие
  • для третьих — общение с другими студентами
  • четвертые находят особое удовольствие в том, чтобы задавать множество вопросов и докапываться до каждого слайда, каждой интонации эксперта. 

И эти группы удивительным образом совпадают с классификацией психотипов игроков, предложенной профессором Ричардом Бартлом. Он разделил пользователей компьютерных игр на 4 психотипа:

  • карьеристы — игроки, которые собирают достижения
  • киллеры — гонятся за рейтингами и обожают соревновательный элемент
  • социофилы — любят общаться больше, чем играть
  • исследователи — изучают мир, в котором находятся. 

При этом социофилы — то есть люди, которые играют (или приходят на онлайн-курсы) ради общения, в конечном итоге становятся основными «адвокатами бренда» и наиболее лояльной аудиторией. 

Эта классификация показывает, что люди могут оплачивать дорогостоящее обучение не ради получения востребованных навыков, а ради общения. Или же ради возможности поднять собственную самооценку. 

Онлайн-курсы от «А» до «Я» на курсе «Методист онлайн-курсов»

Три примера к размышлению

Приведу три примера того, что истинные цели слушателей онлайн-курсов могут лежать за рамками наших представлений.

Моя супруга начинала учиться на нескольких курсах «Нетологии-групп», мотивируя свое желание тем, что она хочет освоить диджитал-специальность и работать удаленно. Но ни один из начатых курсов она не закончила. Наконец выяснилось, что настоящая цель была другой: ей хотелось иметь возможность общаться с моими друзьями и коллегами на одном языке и поддерживать беседу. 

Супруга моего друга также поступила на онлайн-курс, чтобы получить смежную с мужем профессию и вместе делать проекты. Через какое-то время ее энтузиазм угас. И оказалось, что на самом деле ей было скучно в декретном отпуске и хотелось с помощью обучения повысить свою самооценку. 

Третий пример. Аудитория большинства музыкальных школ очевидно делится на 2 группы. Первая — молодежь. А вторая — люди 35+ лет, переживающие кризис среднего возраста, для которых не так важны навыки игры на гитаре или барабанах, как возможность почувствовать себя снова молодым. 

Не карьерой единой

День открытых дверей в EdMarket

На мой взгляд, в онлайн-обучение, кроме людей, мечтающих получить новую профессию, приходит также немало людей, которые хотят расширить свой кругозор. Но при этом на рынке много курсов, ориентированных на «карьеристов», и куда меньше, заточенных под запрос людей, приходящих за новыми знаниями и знакомствами. И когда человек, желающий расширить кругозор, попадает на онлайн-курс про профессию, он почти наверняка не доходит до конца обучения.

Почему так происходит?

Потому что, чтобы человеку было комфортно учиться, нужны 2 фактора:

  • он должен находиться в тоннеле вовлеченности. Так называют путь прогресса, когда у студента объем знаний соответствует решаемой задаче. Что это значит? Задачи предлагаются студенту достаточно сложные, чтобы увлечь, но при этом выполнимые — у студента достаточно знаний и навыков, чтобы выполнить задание. Если задачи будут слишком легкими, студент быстро потеряет мотивацию проходить уроки, поскольку здесь объясняют то, что ему и так известно. Если слишком сложными — столкнется с бессилием и тоже вряд ли закончит обучение. 
  • вы должны обеспечить студенту дофаминовую петлю, то есть мотивацию делать каждый шаг в образовательной траектории. Студенту в обучении нужно не столько достижение цели, сколько ощущение собственной значимости и роста. 

Большинство онлайн-курсов, на которых студенты получают новые профессии, работают по другим принципам. Там от учащихся ждут преодоления трудностей и мало заботятся о том, что создать интерес к обучению и вызвать эмоциональный отклик. И, возможно, именно поэтому теряют слушателей, которые не доходят до конца обучения. 

Я вижу немало пересечений между обучением и игрой, а это значит, что для многих студентов процесс важнее результата. И если мы будем включать в курсы больше игровых и мотивационных элементов, если задания будут вызывать у учащихся эмоциональный отклик, возможно, онлайн-обучение станет более качественным и востребованным. 

Что еще почитать?

KPI образовательного проекта: в чем измерять эффективность?

Как люди выбирают онлайн-курсы?

Вовлечь и обучить: 5 способов разнообразить онлайн-курс

Другие статьи