Как загубить онлайн-проект? Вредные советы для руководителей

Как узнать, какая судьба ждет начинающую онлайн-школу? Чтобы сделать точный прогноз, можно обойтись и без магического шара. Достаточно взглянуть на управленческие решения, которые принимает руководитель компании.

Анна Чащина

руководитель бизнес-клуба EdMarket Прорыв

Регулярные новости из мира EdTech

Регулярно, но без спама: только по делу.

Итак, вот несколько советов, как быстро и с огоньком привести к краху самый многообещающий образовательный проект. 

1. Делайте все красиво, солидно, дорого, чтобы казалось, что вы давно на рынке и у вас есть деньги

Как на самом деле? На старте образовательного проекта у вас есть определенное видение сайта, продукта, материалов. Вам кажется, что вы точно знаете, каким должен быть успешный онлайн-курс. Однако в процессе работы и общения с клиентами неизбежны изменения. И то, во что вы вложили много денег и времени, через 1-2-3 месяца может стать ненужным, неактуальным. Например, однажды мы потратили больше месяца на то, чтобы снять видео, наложить титры и музыку, а видео в итоге так и не пригодилось. .

Вывод: не тратьте много денег, даже если вам кажется, что идея стоит средств. Можно использовать правило: не стоит вкладывать в изменения или действия, если они занимают более 1 дня и обойдутся вам дороже 5000 руб. 

Пройдите весь путь от идеи до старта на курсе «Руководитель онлайн-школы». 

2. Работайте без отдела продаж. Во-первых, это затраты, а во-вторых, вы идеальный продавец, так как знаете свой продукт лучше, чем кто бы то ни было 

Как на самом деле? Возможно, продавать продукт самостоятельно на старте — это неплохая идея. Беседуя с потенциальными покупателями, вы сможете изучить спрос, понять, чего хотят клиенты от обучения. Однако уже со второго запуска для того, чтобы проект развивался и рос, вам понадобится хотя бы 1 менеджер по продажам. Занимаясь продажами самостоятельно, руководитель отвлекается от стратегических вопросов. При этом бизнес начинается только тогда, когда ваш продукт могут продать без вашего участия (автоматически через воронки или через отдел продаж).

3. Проводите как можно больше совещаний. Коммуникации — залог хорошей работы и взаимопонимания

Как на самом деле? Долгие подробные совещания, мозговые штурмы, планерки — яма, в которую попадают многие большие проекты. Случается, что команда так увлекается совещаниями, что на работу времени уже не остается. Совещания — это один из видов прокрастинации.

Помните, что большую часть времени стоит посвящать работе, а не разговорам о ней. Для того, чтобы что-то обсудить, принять решения и сверить цели достаточно 1-2 встреч в неделю + быстрых созвонов по экстренным задачам. Созванивайтесь тогда, когда это необходимо. В ином случае — пишите.

4. Делайте все сами. В этом мире никому нельзя верить: маркетологи неадекватные, фрилансеры пропадают вместе с предоплатой, технофеи криворукие

Как на самом деле? На старте проекта может быть период, когда все задачи вы решаете самостоятельно — или же распределяете нагрузку между собой и партнером. Но проект, где все задачи решает руководитель, невозможно масштабировать. Вы сможете расти только до определенного предела — пока у вас не кончатся силы. Второй момент — вы не сможете качественно выполнять все задачи. И чем долго и дорого учиться делать самому все, проще нанять сотрудника. Поэтому учитесь делегировать обязанности и берите в команду профессионалов, которым вы сможете без потерь доверить часть работы и контролировать только результаты. А еще учитесь грамотно нанимать и собеседовать людей.

Развивайте онлайн-школу без лишних трат и провальных решений с бизнес-клубом EdMarket Прорыв

5. Запускайте рекламу в каждой соцсети. Так вы охватите больше аудитории — и сразу поймете, в какой сети реклама работает лучше

Как на самом деле? У каждой соцсети свои правила. Пытаясь размазать бюджет по всем каналам, вы рискуете получить мизерные цифры, на основе которых вообще невозможно сделать адекватный вывод. Лучше научиться работать с одним каналом, а потом переходить в другие. К тому же специалист в каждой сети — контекстной или таргете — стоит отдельных денег. А это ненужные затраты денег и времени.

6. Наймите сразу как можно больше сотрудников. Так вы получите команду, которая сможет горы свернуть

Как на самом деле? Раздувать штат — не самая удачная стратегия для развивающегося стартапа. Может случиться так, что вся выручка будет уходить на оплату труда, и вы окажетесь в кассовом разрыве. Поэтому нанимайте сотрудников постепенно, по мере необходимости. Не пытайтесь укомплектовать штат “впрок” и набрать специалистов, для которых пока нет работы. Например, нанять несколько менеджеров по продажам и надеяться, что вас ожидает шквал звонков. 

Хорошее правило — фонд оплаты труда (ФОТ) должен составлять не более 30% выручки. И не забывайте учитывать свою зарплату, потому что вы работаете на проект. В идеале стремитесь к тому, чтобы ФОТ был 10%.

7. Повышайте план отделу продаж каждый месяц на 30-50%. Нет амбициозных целей — нет достижений и результатов

Как на самом деле? Ставя перед менеджерами невыполнимые цели, вы добьетесь лишь эмоционального выгорания. В сфере онлайн-образования не стоит надеяться на сказочно быстрый рост. Настройтесь на постепенное развитие — 15% от месяца к месяцу, и вы не будете разочарованы.

 

8. Автоматизируйте все, что сможете, и уезжайте жить на Бали. Онлайн-школа будет работать сама по себе и приносить стабильный доход

Как на самом деле? Если руководитель не вкладывает в онлайн-школу силы, время и средства, никакого развития проекта не случится. Часто такую роскошь может позволить себе только эксперт, который записал курс, автовебинар, а посты пишет копирайтер. А вот руководителю школы придется трудиться от рассвета до заката.

Глобализм VS Минимализм: кто победит?

В развитии многих стартапов наступает момент, когда у проекта появляются первые деньги. И тогда велико искушение поддаться обаянию глобальных трат и широких жестов. Так происходит, когда вы, не считая, тратите деньги на:

  • развитие продукта
  • рекламу и маркетинг
  • найм сотрудников.

Или просто бросаетесь развивать все направления одновременно. В этом случае велик риск потерять инвестиции и время. Я рекомендую минимализм как принцип развития онлайн-школы. Поступательное развитие позволяет оценить эффективность каждого действия. Вот несколько принципов, которыми я посоветовала бы руководствоваться каждому основателю онлайн-школы:

  • задавайте себе вопрос «Для чего мне то или иное действие в данный момент?» У каждого новшества — будь то изменение призыва на кнопке или новая рекламная кампания — должны быть цель и понятные критерии эффективности
  • одно изменение в одну единицу времени, чтобы не было расфокуса. Такой подход поможет измерить результаты того или иного действия
  • следите за данными статистики и ключевыми метриками развития вашего проекта
  • введите ограничения по тратам. Скажем, примите за правило, что на любые изменения и приобретения вы тратите не больше 20% от выручки.
  • введите ограничения по времени. Реализация любого процесса должна занимать не больше 2 недель. Сложные в реализации и дорогостоящие механики оставьте крупным проектам.

Эти принципы, в отличие от вредных советов, о которых мы говорили выше, помогут вам удержаться на плаву и запустить успешный образовательный онлайн-проект. 

Что еще почитать?

Как онлайн-школе вырасти в два раза (и больше)?

Мифы и реальность рынка онлайн-образования

Как управлять командой образовательного проекта?

Другие статьи